Долго шел я к этой теме - целых 4 года, хотя актуальна для меня она стала сразу при покупке любимого NX. Фактически несущее днище, практически все держится на порогах и тоненькой перемычке посередине, простите, "крыши", уставший за 19 лет кузов и отечественные дороги - весь этот "коктейль" далеко не самым лучшим образом влияет на управляемость авто и значительно снижает резвость и уверенность водителя, заставляя отпускать педальку газа там, где можно "вжарить" и судорожно сжимать руль на том самом повороте, который другие проезжают "на расслабоне",под тягой и со значительным боковым ускорением . Тема открывается для обсуждения видов, назначения, эффективности всевозможных распорок, каркасов, и прочих девайсов, способных если не увеличить жесткость кузова до невообразимых высот, то хотя бы приподнять до приемлимого уровня. Приветствуются схемы, чертежи, фотографии, описания - т.е. всё, что может помочь в выборе, изготовлении и установке того, что не даст вашей машинке рассыпаться окончательно. Тема про те самые "железки", которые после удачно пройденного поворота однажды заставят подумать : - "Я, конечно, не М.Шумахер. Куда ему до меня..." ))
СПОСОБЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ЖЕСТКОСТИ
Способов существует много, и все они направлены на сопротивление кузова кручению, изгибу и растяжению. Плюсы несомненны - четкая рележка, чувство дороги и машины, увеличение комфорта, продление срока службы кузова, повышенная пассивная безопасность. Есть и неочевидные - многие ставят распорки заради 1000 тонн понтов, "потому, что это круто" или чтобы другие позавидовали блеску хромированной трубы под капотом. Таких я сильно разочарую - все эти "прибабахи" служат всего одной цели - сместить компромисс между стоимостью авто, жесткостью кузова, массой, уровнем безопасности и бог знает чем ещё в сторону максимального сопротивления кузова кручению, изгибу и растяжению. И ничего более.
Минусы также присутствуют - это в первую очередь вес. Дабы уменьшить данный фактор силовые элементы изготавливают из дюраля, титана и даже
из углеволокна - всё это хозяйство весит мало и имеет подчас весьма завидные характеристики. Но тут на свет появляется второе отрицательное качество подобного "апгрейда" - стоимость. И бывает она весьма высока, особенно за "брэндовые" высокотехнологичные вещи, тут уж каждый ищет свой компромисс между "хочу-хочу", стоимостью и потребностью, скажем, заменить тормозные колодки. Ещё один минус - в некоторых случаях сложность монтажа - это касается в первую очередь несъёмных (закрепляемых на сварке) и сложных по исполнению и монтажу (вроде тюнингового подрамника или "косынок" в труднодоступный уголок кузова) элементов. Не каждый умеет гайки крутить (а это не так уж и просто - ПРАВИЛЬНО крутить) и уж тем более - работать на полуавтомате.
Итак, собсна сами способы: установка всевозможных распорок, растяжек, штанг, дополнитеньных кронштейнов, переконструированных элементов взамен штатных, приварка на штатные силовые элементы разнообразных профилей и "косынок", усиление заводских сварных швов (вроде всё перечислил). Естественно, перед покупкой, изготовлением а уж тем более перед внедрением усовешенствования в автомобиль желательно посоветоваться с опытными, знающими людьми - а нужно ли ставить тот или иной элемент, каков будет от него "приход", да и собственно будет ли он вообще. На гнилой "корч" с убитой подвеской распорку передних стоек ставить целесообразно только в одном случае - чтобы стаканы внутрь не сложились. )))
Возможные варианты распорок
Распорка передних стоек и нижних рычагов:
Часть ударного воздействия передается на шасси, в результате чего основание колес и нижняя часть рычагов деформируются.
При использовании растяжек передних стоек и нижних рычагов, обе стороны ударного воздействия будут нейтрализованы.
Распорка передних стоек и нижних рычагов (при повороте)
Перенос веса и силы собираются на одной стороне, в результате чего уход с траектории и увеличения крена кузова.
Сила распространяется по распоркам, стойки и нижние рычаги стабилизируются, что обеспечивает уверенное управление автомобилем.
Распорка-стабилизатор поперечной устойчивости:
При повороте, перенос веса сделает автомобиль менее устойчивым, вызывая крен кузова и затрудняет возврат автомобиля на необходимую траекторию.
Автомобиль с распоркой-стабилизатором поперечной устойчивости будет более эффективно поглощать силу инерции автомобиля на поворотах, значительно уменьшить крен кузова и обеспечит высокую стабильность в поворотах.
Боковые нижние распорки кузова автомобиля:
На неровной / ухабистой дороге, шасси относительно центральной части автомобиля будут иметь различные уровни по причине переноса веса между передней и задней осью.
Автомобиль с боковыми нижними распорками кузова стабилизирует перенос веса между передней и задней осью, он также может минимизировать ущерб от бокового удара.
Распорка крыла:
На соединение между стойкой и передним шасси воздействуют силы сопротивления, в результате чего наносится ущерб шасси.
Распорка крыла распространяет воздействующие силы и укрепляет корпус автомобиля, что продлевает срок службы шасси и обеспечивает стабильную управляемость авто.
Рекомендуется для спортивных автомобилей.
Конкетные примеры применения и исполнения дополнительных силовых элементов.
РАСПОРКА ПЕРЕДНИХ СТОЕК.
Самый распостраненный силовой элемент и обязательный атрибут не только тюнинг-ателье, но и любого помешанного на своём авто человека - от начинающего "колхоз-стритрэйсера" до профессионального гонщика.
Я, грешным делом, даже поставил переднюю распорку на ВАЗ-2107 жены (правда воплей поначалу было выше крыши). А по осени она очень неудачно развернулась на трассе не уступив дорогу (сзади нас на небольшой скорости ехала "Калина", закрыла обзор) Шевиниве, двигающейся в попутном направлении с большой скоростью. Я как назло сидел сзади, летящее тачко увидел, крикнул ей и полез дергать за ручник, но не успел... Короче Шеви вдолбилась в левое переднее колесо и крыло. Вся "морда" у 7 свернулась вправо на 4 сантиметра - но четко по распорку, дальше не пошло. Кузовщик сказал , что если бы не эта распорка - свернуло бы кузов винтом и лобаш бы выдавило. Вот такая история из жизни.
Бывает распорка гнутая и прямая, съемная и несъемная, регулируемая и нет, с элементами (зонами) деформации и без, стальная и из алюминиевого сплава, в конце концов штаная, нештатная промышленного изготовления и т.н. "самопал".
Примеры заводских - BMW, SUZUKI и SKODA:
Остальные:
ЗАДНЯЯ РАСПОРКА.
Тут уж - кто во что горазд. Но следует помнить - повышенный "преднатяг" при установке может отрицательно отразиться как на геометрии далеко не нового кузова и повлиять на углы развала задних колес.
РАСПОРКИ, УСИЛИТЕЛИ ПОДВЕСКИ И НИЖНЕЙ ЧАСТИ КУЗОВА, ПОДРАМНИКИ
Тут уж всё серьёзно - вплоть по замены подрамника тюненым аналогом. Причем такие изделия по целому ряду параметров может значительно превосходить свой заводской аналог. Применение такого подрамника помимо всего прочего может дать возможность регулировки положения рычагов передней подвески, иногда отличные от заводских настройки углов подвески уже заложены в конструкцию подрамника и регулировке не подлежат.
Также сюда отношу разнообразные тяги и "косточки", предназначенные для усиления отдельных нагруженных узлов нижней части кузова и подвески.
УСИЛИТЕЛИ ПЕРЕДНИХ ЛОНЖЕРОНОВ
Способствуют увеличению жесткости в местах сопряжения кузова и переднего лонжерона, для увеличения эффективности рекомендуется использовать совместно с верхней распоркой передних стоек. Часто применяются при установке "ламбо-дверей", причем цель при этом направлена по несколько другому вектору - усилить передние стойки кузова, принимающие на себя после инсталляции дополнительные нагрузки.
УСИЛИТЕЛЬ РУЛЕВОЙ РЕЙКИ
Предназначен для уменьшения возможных перемещений и перекосов рулевой рейки, по совместительству может выполнять функции усилителя моторного щита (ну или подрамника - если рейка на нем установлена).
По заверениям производителя (в данном случае рассмотрим на примере ТАЗ-2110, ибо там это действительно тема):
Цитата
Применяется для повышения жесткости щитка передка автомобилей семейства ВАЗ-2110 и Самара (ВАЗ-2108/13...). Уменьшает амплитуды перемещений картера рулевой рейки: в продольном направлении в 2 раза, в поперечном — в 5 раз
Существуют также варианты усиленных кронштейнов крепления рейки - в качестве примера приведен усилитель крепления рулевой рейки для IMPREZA CUSCO 692026A :
Наполнение в процессе...